Некоторые родители жалуются на то, что
бабушки мало помогают в воспитании внуков, другие – на чрезмерную
активность, с которой они включаются в этот процесс. Что делать старшему
и среднему поколению, чтобы сохранить добрые отношения между собой? Как
строить взаимодействие, чтобы оно было полезным и радовало всех? Об этом
мы спросили Марину Алексеевну ЧИЖОВУ, психолога Центра поддержки семьи
«Круг жизни» при Институте перинатальной психологии и психологии
репродуктивной сферы.
«Проблема отцов и детей всегда актуальна, а если в семье
появляется первый ребенок, она обостряется. Происходит закономерное
изменение отношений между поколениями, потому что меняются роли:
молодые супруги становятся родителями, их родители – бабушками и
дедушками. Это изменение социального статуса очень важно и значимо. И
бывает так, что старшее поколение не готово принять новые роли. Приходит
к нам в Центр молодая бабушка, которая говорит, что не представляет себя
в этой роли вообще. И сожалеет, что дети так рано решили завести
собственных детей, могли бы еще погулять. Получается, что она свою роль
не принимает и, соответственно, молодым это транслирует. А они уже
приняли свою родительскую роль и хотят, чтобы бабушка приняла свою. В
такой ситуации могут возникать трения между поколениями.
А бывает наоборот: отношения между поколениями в это
время резко улучшаются. Если прежде они как-то не складывались, то в
период беременности обиды прощаются, отношения с мамой налаживаются, все
члены семьи принимают свои роли.
Семейный кризис закономерен!
С точки зрения психологии, появление внуков приводит к
закономерному кризису. Это не развал и разруха, а перестройка отношений
в семье. Все начинают примериваться к своим новым ролям, и происходит
взаимная «притирка» друг к другу в новой ситуации. Когда перестройка
отношений завершится, все встанет на свои места. Как во время ремонта:
люди обязательно во мнениях не сойдутся, что и как делать, поссорятся,
обидятся, а потом, когда ремонт будет позади, окажется, что все хорошо
получилось! Кризис закончился, обновление наступило.
Иногда для того, чтобы привыкнуть к новой роли, требуется
время, особенно бабушкам и дедушкам. Наш мозг не может моментально
приспособиться к изменению ситуации.
Итак, в семье появился ребенок…
Как правило, проблемы этого периода жизни сводятся к
принятию новых ролей. Бабушки и дедушки жалуются на то, что у них
накоплен колоссальный опыт, который они хотят передать, а молодежь не
хочет его брать. Очень обидно!
А среднее поколение недовольно, что родители вмешиваются
в их жизнь, когда они сами хотят ее строить. Молодая мама иногда
понимает суть разногласий: «Я же знаю, что свекровь (обычно трения
возникают с мамой супруга) добра хочет, правильные вещи говорит, но она
не дает мне ничего делать самой! А я хочу реализоваться сама».
В норме невестки пытаются найти золотую середину: как бы
и опыта у старших набраться, и независимость свою сохранить.
Прародители должны понять: теперь дети решают, как надо
воспитывать ребенка, и главная задача старшего поколения – подключиться
и помогать им в этом. Иногда бабушки говорят: «Они ребенка кормят
неправильно, сердце кровью обливается». Или мама вегетарианка, она
малыша одними овощами кормит, а ему мясо нужно. В этой ситуации бабушки,
когда у них ребенка оставляют, пытаются порой исхитриться и подкормить
внука тем, чего не дают родители. А ситуация получается неправильная,
потому что ребенок к новой еде не готов, ему нужно время, чтобы к ней
адаптироваться. От непривычной пищи у него может появиться, к примеру,
сыпь. Бабушка в результате получает «компромат» в свой адрес. Поэтому
лучше не делать что-то исподтишка, не создавать в семье ситуацию, когда
для ребенка существуют разные правила в разных местах. Даже в той самой
вегетарианской диете (хотя она, конечно, не показана детям) можно найти
вкусные молочные продукты, чтобы разнообразить стол малыша. Это снимет
конфликт и поможет бабушке осознать, что она теперь не руководитель
процесса, а помощник. Конечно, очень тяжело самому отказаться от
активной позиции, но сделать это ради добрых отношений в семье
необходимо.
А как было в старину?
К сожалению, у нас сейчас нет культурных механизмов
передачи «властной» роли от поколения к поколению. А раньше на Руси в
крестьянских семьях, где под одной крышей жило несколько поколений одной
большой семьи, существовала система, которая четко устанавливала, кто
руководит процессом. Статус распределялся таким образом: когда сыновья
создавали семью, они приводили в дом родителей свою жену, которая
называлась «молодухой». Она подчинялась законам дома и пребывала там в
роли «золушки», выполняя очень много разной работы по хозяйству. А
законы в доме устанавливала «большуха» – главная женщина в семье,
которую слушались все, включая мужчин. Мужчина в поле – хозяин, в лесу
на охоте – хозяин, но на ее территории, где она обустраивала быт семьи,
хозяйкой была она. И все ей подчинялись. Большуха – это семейный
директор, который нес ответственность за все: за то, чтобы все были
накормлены, хозяйство велось правильно, дети ухожены. Она должна была
правильно распределять обязанности между членами своей большой семьи. Но
в какой-то момент постаревшая женщина решала передать свой статус одной
из молодух. Пекли специальный пирог, который с утра передавался от
большухи к молодухе, как символ передачи статуса, и вся семья это видела
и знала, кто теперь в доме главный. И «молодуха» с этого часа
становилась «большухой», а «большуха» становилась «старухой». Она
снимала с себя полномочия и больше никуда не вмешивалась: только
подчинялась, возилась с внуками, помогала по хозяйству, получая
инструкции, что делать.
А что происходит в семейной системе у нас? Появляется
ребенок, молодая мама несет за него ответственность. Она старается
создать для него такие условия, которые считает правильными. Это ее
территория, на которой она «большуха». И тут к ней приходит «большуха»
из другого дома, которая пытается руководить и ее домом. Они
действительно могут войти в противоречие. А уж если две женщины на одной
территории живут, то конфликт может перейти в затяжную войну.
Здесь очень важно, чтобы бабушка все-таки поставила для
себя задачу: дать возможность молодым строить свою жизнь самостоятельно.
Надо прийти и спросить: «Что я могу для вас сделать?», «Где вам нужна
моя помощь?». Одна женщина с новорожденным малышом скажет: «Мне нужно,
чтобы вы обед приготовили», другая скажет, чтобы в доме прибрались, а
третья скажет, чтобы с ребенком погуляли, пока она переделает все дела
по дому.
А если бабушка, едва перешагнув через порог, начинает
командовать: «Так, я сейчас пойду готовить, а ты пойди погуляй с
ребенком», то женщина будет воспринимать ее поведение не как помощь, а
как вмешательство в свои дела. Она будет чувствовать себя напряженно. Ее
муж, может быть, больше любит блюда, которые она готовит ему, и ей
приходится каждый раз объяснять бабушке это, вводить ее в курс дел,
которые ее не касаются. А если бабушка придет и спросит: «Что мне
делать?» («Ты здесь большуха, ты мне давай задание»), все сразу станет
на свои места, трений не возникнет.
Я всегда советую бабушкам: вы обладаете огромным
жизненным опытом, который можете применить в разных сферах. Так
спросите, где в нем есть необходимость, и применяйте. Ведь у нас бабушки
«многопрофильные»: могут помочь и в развитии, и в воспитании ребенка, и
обед приготовить, и дома убраться – сегодня одно, завтра другое, а
послезавтра третье. Они способны очень легко менять эту деятельность, и
в этом заключается ценность их опыта.
Как преодолеть взаимные обиды?
Если в ваших отношениях существует негативный
эмоциональный фон, нужно, во-первых, проговорить для себя, на что вы
обижаетесь. Приведу случай из практики. Приходит бабушка, которая
обижена на семью своего сына. Она жалуется, что они не пускают ее к
внуку, не дают с ним общаться. Мы начинаем проговаривать, и выясняется,
что на самом деле она обижается на то, что теперь редко видится с сыном
и его женой. Раньше они часто ездили к ней в гости домой, на дачу. И
теперь маме просто не хватает общения. Не с внуком, а с сыном и его
женой, по сути-то дела. И как только она это проговорила, ей стало ясно,
что сейчас, пока у них маленький ребенок, много людей в их доме
действительно не нужно. Этот период закончится, и они снова начнут к ней
приезжать в гости. Им даже понадобится ее помощь, чтобы ребенка с кем-то
оставлять. Когда она это поняла, обида сама ушла.
Но бывает и так, что обиду вызвали упреки, злые слова,
сказанные «в сердцах». Тогда после того, как бабушка себе уяснила, на
что обижена, она может поговорить с молодежью. Не обиду высказывать, а
объяснить, как для нее важно, чтобы в семье сохранялись хорошие
отношения. «Я чувствую, что мне сейчас тяжело, я вижу, что отношения
ухудшились. А мне бы хотелось, чтобы они стали хорошими снова». Поэтому
она предлагает, со своей стороны, сделать определенные шаги в этом
направлении. Иногда стоит просто прийти, извиниться, сказать: «Я тоже не
во всем была права, предлагаю мир». Переход из позиции обиженного в
позицию предлагающего позволяет поставить перед семьей задачу по
сплочению. Конечно, обижаться гораздо легче, чем сказать себе: «Да, обе
стороны неправы, нужно пойти и сделать что-то, чтобы ситуацию изменить».
Ни в коем случае не допускайте упреков! Потому что если вы перейдете к
перечислению своих обид, оно обязательно перерастет во взаимные упреки,
и закончится дело тем, что конфликт будет только нарастать. А когда мы
приходим с миром, с белым флагом, с извинениями, появляется перспектива
примирения.
После этого не стоит сразу ждать от детей ответа,
надеяться, что отношения чудесным образом прямо сейчас перестроятся:
бабушка-то готовилась к этому разговору, а молодые нет. Теперь им нужно
дать время «переварить» то, что происходит. Тогда есть шансы, что
ситуация начнет разрешаться.
Что делать, если супруги развелись?
В этой ситуации бабушкам и дедушкам нужно понять, что
они, в первую очередь, нужны самому ребенку, поэтому надо выстраивать
отношения с ним, независимо от его родителей. Какими бы ни были
конфликты, они происходят между взрослыми, дети тут не причем.
Но в этой ситуации нужно особое внимание уделить
согласованности позиций и подстройке под требования родителей. Потому
что любой авторитарный нажим: «Я сказала так и буду делать так» –
приводит к тому, что конфликт между поколениями усугубляется. Надо
посмотреть, где принципиальные вопросы, а где нет, и не трогать
несущественные ради того, чтобы встречи с внуками продолжались. Как бы
ни было сложно общаться с мамой ребенка, предложите ей варианты своей
помощи, когда вы сможете общаться с внуком сами. Посидеть, погулять, не
быть в контакте втроем, если это провоцирует конфликты.
Ни в коем случае нельзя лишать бабушку и дедушку
возможности видеть ребенка. Это манипуляция, это неправильно. Ему нужно
общение и с родителями, и с прародителями. И взрослые люди двух
поколений должны друг с другом договориться, чтобы детям было хорошо.
Если бабушка воспитывает ребенка иначе…
Бабушка воспитывает внуков чаще всего не так, как своих
детей. Иногда у них это становится поводом для обиды: почему я в детстве
мыл посуду, а мою дочь, которую я пытаюсь приучить к порядку и
ответственности, балуют и говорят: «Ничего, ты посиди, я сделаю все за
тебя». Причина кроется в различном статусе. Родитель несет
ответственность за детей, воспитывает у них определенные качества и
вынужден их ограничивать. А прародители не несут за него такой
ответственности, могут расслабиться и получать удовольствие от общения.
И поэтому бабушки и дедушки гораздо чаще балуют внуков, чем своих детей.
Здесь очень важно, чтобы сами родители это правильно понимали. Иногда
полезно им вспомнить своих собственных бабушек и дедушек, с которыми они
отдыхали, играли в детстве. Почему по-другому должно быть у их детей?
Это закон жизни. У бабушек и дедушек воспитательная задача другая.
А кроме того, если родители отдают ребенка бабушке и
дедушке, значит, они согласны с тем, что делают старшие. Не надо
требовать от бабушки и дедушки изменить свое поведение. Ведь когда
родители оставляют ребенка няне, воспитательнице в детском саду, то
принимают чужого человека со всеми его плюсами и минусами. Почему же
бабушку нельзя принять? Почему бабушка должна под родителей
подстраиваться, а воспитательница нет?
Молодым очень важно иметь в виду: бабушка и дедушка
ничего не обязаны для них делать. Молодые говорят: «Почему они не
хотят!.. Они должны заботиться о внуке!» Они не «должны», они «могут».
Если по каким-то причинам прародители не так активно включаются в
процесс воспитания, как вам хочется, вы можете им об этом говорить, а не
требовать. Это вы сейчас должны заняться ребенком, а не они.
Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков?
Прародители помогают внукам расширить свой опыт, ведь они
– другие люди, принадлежащие к иному поколению. Чем обширнее будет
социальный опыт у внуков, тем лучше.
Бабушки и дедушки помогают внукам развиваться, ведь
родители не всегда успевают это делать: они живут активной социальной
жизнью. Старшее поколение имеет возможность, не торопясь, и в игры с
ребенком поиграть, и порисовать, и рассказать ему на прогулке о
растениях, животном мире. Это для ребенка очень многое значит.
У бабушки есть необходимый опыт, который позволяет ей
лучше определять эмоциональное состояние ребенка и с ним по этому поводу
взаимодействовать. Такое общение получается у нее лучше, чем у мамы,
потому что тонкость переживаний приходит только с возрастом.
Дети любят слушать бабушкины истории из жизни: что
происходило с самой бабушкой и дедушкой либо с их предками. Родители
живут сегодняшним днем, а старшее поколение может передавать семейную
историю. Оно понимает ценность прошлого.
Если у внуков конфликты с бабушкой или дедушкой
Иногда бабушки ведут себя так, как ребенку не нравится.
Некоторые дети не любят, когда их тискают, а бабушкам хочется это
сделать. Есть дети, которые, наоборот, ласкаются, а бабушка их
отстраняет. Это просто другая позиция и нужно посмотреть, что в такой
ситуации лучше сделать. Поговорить со старшими или внуку объяснить,
чтобы он принял бабушек и дедушек такими, какие они есть.
Если ребенок с бабушкой дерется, значит, надо
разобраться, почему это происходит: дети очень часто ведут себя таким
образом в том случае, когда им многое позволяют. Нужно выстраивать
границы личностного пространства для внука и бабушки, потому что ребенок
ориентируется на воспитательные нормы.
Посмотрите, сколько общения необходимо обеим сторонам,
чтобы конфликт не возникал. Порой это происходит, когда общения слишком
много.
И еще очень важно, чтобы взрослые понимали: ребенок
чувствует эмоциональную атмосферу в доме и реагирует на нее. Если мама
напряжена, когда приходит бабушка, ребенок это ощущает и расстраивается.
Это вина взрослых, а не проблема ребенка. Может быть, маме надо
расслабиться, сказать себе: «Да, я доверяю бабушке. Возможно, она не все
делает так, как я хочу, но для ребенка общение с ней полезно, пусть оно
будет». Просто создайте правильные границы для этого общения. Тогда
мама расслабится, и ребенок начнет вести себя по-другому.
Истинная проблема в отношениях между внуком и бабушкой
может возникнуть в подростковом возрасте, когда у ребенка появится
собственная позиция, которая отличается от ее позиции. Тогда это уже не
столько проблема между поколениями, сколько проблема отношений между
двумя личностями».
Советы психолога всей семье
В заключение беседы я попросила Марину Алексеевну дать
несколько советов, которые помогут разным поколениям понять друг друга.
«Самому младшему поколению единственный совет:
наслаждайтесь обществом бабушек и дедушек, пока они рядом.
Среднему поколению, самим родителям, главный совет – не
принимайте и не отвергайте чужую точку зрения полностью. Теперь вы
определяете среду для ребенка, поэтому говорите старшему поколению, что
в стратегическом плане нужно делать, но тактику оставьте самим
бабушкам. Вы дали список продуктов, которые можно есть ребенку, но не
следите за тем, с какой тарелки это подается. Иногда чрезмерное вникание
в детали мешает. Оно не принципиально, – считает психолог.
– А для прародителей совет будет таким: поймите, что дети
должны выработать собственный опыт – так же в свое время поступили вы, и
попытка оградить детей от возможности набивать собственные шишки на этом
пути приведет к тому, что они не станут полноценными родителями.
Концентрируйте свои усилия на внуках, на помощи в их воспитании».
Роль старшего поколения в жизни каждого человека
неоценима. Очень многие из нас, повзрослев, с теплотой вспоминают время,
проведенное в доме у старших, когда дедушка рассказывал интересные
истории или играл с нами в шахматы, а бабушка пекла замечательно вкусные
пирожки. И эти воспоминания становятся «островками безопасности», мира,
хорошего настроения, память о которых сохраняется всю жизнь.
Беседовала Ольга ЖИГАРЬКОВА
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№11[159]2009)
|