Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Е. Л. Горлова

ЧТОБЫ РЕБЕНОК РАЗВИВАЛСЯ СЧАСТЛИВЫМ


 

Сегодня общество и система образования предпочитают выступать по отношению к родителям с позиции требований. Социум навязывает нормативы, как детей нужно рожать, кормить, учить, воспитывать, развивать. Родители должны стремиться сделать ребенка таким, каким хочет его видеть общество. И чем старше ребенок становится, тем сложнее требования, предъявляемые различными социальными институтами.

Из семьи уходит спонтанность и естественность взаимоотношений с детьми.  После напряженного рабочего дня родители реже испытывают желание поиграть с ребенком, вместе с ним что-то смастерить или починить. Исчезают семейные традиции, которые больше не стремятся поддерживать и развивать. 

Как помочь родителям укрепиться во мнении, что они - компетентные, «правильные» родители, помочь им воспитать ребенка, готового к жизни в социуме и в то же время способного насладиться полнотой жизни и общения со взрослыми?

На этот драматический для психологов вопрос каждый из них отвечает по-своему. Елена Леонидовна ГОРЛОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии имени Выготского РГГУ, ищет решение проблемы семьи в рамках родительского клуба при Доме детского творчества, который уже в течение двух лет работает в подмосковном Лыткарино.

 

«Для меня родительский клуб, где я работаю педагогом-психологом, больше хобби, чем работа. Мне интересно живое общение с родителями, у которых есть дети двух-трех лет, - говорит Елена Леонидовна Горлова. - Для меня родительский клуб – это возможность творчества, потому что взрослые, с которыми я работаю, только начинают приобретать родительский опыт, а их маленькие дети открыты к познанию окружающего мира. И когда собираются в одном месте люди, которые творчески относятся к себе и своим детям, всегда будет хороший результат, испортить здесь что-нибудь сложно.

Когда я начинала работу с родителями и детьми шесть лет тому назад, меня поразило, что при равных возможностях, не имея никаких психологических и медицинских отклонений, дети по-разному себя ведут уже на самых ранних стадиях своего развития. Самое главное для детей двух-трехлетнего возраста – смотреть на мир широко открытыми глазами и исследовать свойства предметов, которые находятся вокруг. Но оказалось, что некоторые малыши не проявляют интереса к окружающим предметам, у них нет естественного любопытства, тяги к познанию мира».

Зависит ли это от родителей? От их информированности относительно развития ребенка, умения распознавать его чувства, умения грамотно построить взаимодействие с ним? Задавшись таким вопросом, Е.Л. Горлова провела специальное исследование. В результате выяснилось, что существует четыре типа родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

 

Родители-интеллектуалы

Исследование показало, что сегодня родители достаточно информированы, они много знают о том, какие бывают программы, игры, пособия для развития детей. Таких информированных родителей Е.Л. Горлова назвала «интеллектуалами». Ориентируясь на воспитание по учебникам, они порой не чувствуют, что нужно и важно их собственному малышу, и действуют наугад. Это затрудняет воспитание и не всегда приводит к развитию ребенка.

Мама-интеллектуалка всегда стоит в оценивающей позиции, определяя, насколько ее малыш соответствует нормативам – ездит ли он на трехколесном велосипеде в три года или нет, говорит ли он двух-трехсложными предложениями или нет. И если малыш не соответствует нормативам, она делает все, чтобы он этой нормы достиг, чем быстрее, тем лучше, порой вопреки желаниям самого ребенка. Мама-интеллектуалка довольно часто ярко демонстрирует свое эмоциональное состояние, не обращая внимание на переживания ребенка, действует за него и за себя. Она сама одевает, кормит его, занимается с ним тем, что считает необходимым.

Что ищут такие родители в родительском клубе? «Они узнают из средств массовой информации о том, что сегодня есть психологи и педагоги раннего развития, которые могут научить малыша читать к трем годам или говорить на иностранном языке. Поэтому приходят в школы раннего развития, чтобы получить здесь компетентную помощь по интеллектуальному развитию своего малыша, - рассказывает Елена Леонидовна. – Они не замечают, что у них имеются проблемы по общению со своим ребенком. Да и неоткуда им об этом узнать, потому что пособий по эмоциональному развитию детей сегодня не найти». Родителям-интеллектуалам нужно убедиться, что они – хорошие, правильные родители, потому что их ребенок знает и умеет больше, чем его сверстники. Такой родитель рассказывает другим, что нашел для своего малыша самых лучших специалистов по танцу, лучших педагогов по подготовке к школе, что у него ребенок еще и бассейн посещает. А как в реальной жизни проявлять свои чувства  к малышу и как, сохраняя близость с ним, развивать его, как ориентироваться на его индивидуальные потребности, родители-интеллектуалы не знают.

Дети таких родителей не проявляют исследовательского интереса по отношению к предметам, которые их окружают. Они ждут указаний взрослого, что им делать, чтобы повторить действие по образцу. Либо вообще демонстрируют невротическую реакцию.

 

Родители-интуитивы

Эти родители хорошо чувствуют своего ребенка, сопереживают ему, принимают,  стремятся к непосредственному общению с ним. Не зная готовых шаблонов воспитания ребенка, развивающих игр и игрушек, они готовы придумывать разные ситуации, которые могут быть развивающими для малыша, но все это происходит неосознанно, без специальной направленности. Они учатся родительству в общении с собственным ребенком и все время эмоционально сопровождают его действия, откликаются, поддерживают его развитие. И это очень важно, особенно если родителями они стали в первый раз. Но они не могут объяснить причины возникновения проблем в детском поведении. Родители этой группы мало осведомлены о возрастных особенностях своего чада.

Дети у таких родителей чаще проявляют исследовательскую активность, они с интересом рассматривают предметы, стремятся произвести разнообразные действия с ними.

 

Компетентные родители

Эта группа родителей невелика. К ней относятся те, кто хорошо осведомлен о возрастных особенностях своего малыша, может применять свои знания на практике. Компетентные родители и ребенка знают, и эмоциональную поддержку ему оказывают, и главное, хорошо чувствуют и понимают его.

Они не испытывают страха за то, что могут оказаться «плохими» родителями, и не переносят чувство страха и вины на своего ребенка. Компетентные родители готовы видеть реальную ситуацию, в которой растет малыш, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Несомненно, это группа благополучных родителей, обеспечивающих условия для развития собственных детей.

Чем компетентная мама отличается от мамы-интеллектуалки? Интеллектуалка непоследовательна, «надо» для нее важнее, чем ответ на вопрос, «что ты сейчас чувствуешь».

К примеру, обе мамы пришли забирать детей из детского сада в конце дня. Малыши  настолько устали, что им тяжело надевать колготки, тем более, что и мама рядом есть, которая может помочь им это сделать. Дети просят своих мам о помощи.

Что же делает в такой ситуации мама-интеллектуалка? Она начинает требовать, чтобы ребенок одевался сам. Малыш уже в слезах, но его мама категорична: «Ты должен надевать колготки самостоятельно, и я от этого не отступлю, вне зависимости от обстоятельств». И корректировать свое знание она  не хочет.

А компетентный родитель тоже знает, что ребенок должен  надевать колготки в этом возрасте, но он или отложит требование на другой раз, или попробует переосмыслить ситуацию: «Ну, давай, на одну ногу натягиваешь ты, а на другую я». Такое согласование между хорошей информированностью и достаточно грамотной позицией характерно для компетентных мам.

Дети компетентных родителей долго и детально исследуют предмет, им интересно самостоятельно раскрыть все варианты возможных творческих действий с ним.

 

Отстраненные родители

Есть еще одна группа родителей, которая демонстрирует слабую информированность о развитии и воспитании детей. «У них нет ощущения, что они - родители, и что-то от них что-то требуется в связи с этим, как будто родительство скрыто от них самих», - отмечает Е.Л. Горлова. Они отчужденно относятся к своим малышам. Совместной деятельности практически не наблюдается, родитель либо сам выполняет что-то за ребенка, либо предоставляет малышу возможность делать самому, игнорируя его затруднения, не оказывая ему никакой помощи.

При этом нельзя сказать, что речь идет о социально неблагополучных семьях: нет,  и семьи полные, социально благополучные, и сами родители имеют высшее образование.

У детей отстраненных родителей отсутствует интерес к активному исследованию предметов окружающего мира.

Почему же такое родительство случается – особый вопрос, требующий изучения. Возможно,  ребенок был нежеланным, и взрослые психологически не чувствуют себя родителями, хотя биологически ими являются. Возможно, образ ребенка, который сформировался во время беременности, резко не совпадает с реальным малышом.

Таким родителям действительно нужна психологическая помощь, но запроса на нее у них-то как раз и нет.  

 

Работа родительского клуба

Интеллектуалы, как правило, хорошие помощники на занятиях клуба в тех случаях, когда надо узнать, где лучше приобрести  развивающие игрушки и книги. Они помогают родителям-интуитивам, которые этой информацией не располагают. Лишь впоследствии интеллектуалы начинают отдаваться сердцем общению со своим ребенком.

А интуитивы и компетентные мамы показывают, как можно любить своего ребенка, потому что главная ценность для них – их дети, такие, какие они есть. Недостатки общения интеллектуалов компенсируются эмоциональным общением с этими группами взрослых. Так что во время занятий у них происходит взаимное обогащение.

 «Хорошо, что в родительский клуб приходят такие разные люди, - считает Елена Леонидовна. - На этой разнице потенциалов, в диалоге, и дети, и родители начинают понимать, как в контексте семейной ситуации можно по-разному себя вести. Взрослые наблюдают, как справляются со своим ребенком другие родители, и  учатся у них. Моя задача заключается не в том, чтобы поменять ценности и смыслы родителей, а в том, чтобы поддерживать и обогащать их воспитательные усилия. Такое общение благоприятно и для малышей: они получают более полноценное развитие, включаются в более широкий воспитательный контекст».

Результат такого воспитания – психологическое здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

 Беседовала Лада ЛАНСКАЯ

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№11[159]2009)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.