Работать профессором престижно, но не
выгодно. Работать сутенером выгодно, но не престижно. Поэтому многие
стремятся найти работу профессора-сутенера.
Именно этот нехитрый силлогизм вспомнился
мне, когда, наряду с преподаванием
психологии делового общения на курсах секретарей-референтов, мне пришлось
заниматься трудоустройством выпускниц.
В последнее время сложилась такая ситуация,
что профессия секретаря является исключительно женской, да еще и в
возрасте до 35 лет. А начальника - почти исключительно мужской. Выступая в
качестве посредника между заказчиками-мужчинами и кандидатками-девушками,
я был вынужден заниматься сутенерской по
своей сути работой: предлагать на выбор несколько кандидаток, а за ту,
которая клиенту подходит, получать деньги.
Процесс заполнения вакансии начинается с
получения заявки и ее уточнения в разговоре с заказчиком и тем человеком,
который непосредственно будет проводить отбор (в мелких фирмах это одно и
то же лицо - директор или президент).
К претенденткам на работу по профессии
секретаря-референта есть несколько чисто технических требований - умение
печатать с определенной скоростью и владение в достаточной степени
иностранным (чаще всего английским) языком. Но значительно большее
значение имеют личностные и психологические характеристики.
Вначале идет оценка внешних данных. Здесь
существует достаточно полное единодушие во мнениях. Особенно высоко
котируются симпатичные блондинки с ростом от 170 см. Им готовы простить и
недостаточное владение иностранным языком, и медленную скорость печати, и
низкий образовательный уровень. У брюнеток шансов значительно меньше. В
первую очередь из-за их неполного соответствия образу «европейского лица»
(понятие, видимо, аналогичное «евроремонту»).
Относительно личностных особенностей
будущего секретаря ожидания различаются значительно сильнее. Естественно,
требуется умение спокойно говорить по телефону и вежливо общаться с
посетителями. Но эти характеристики скорее входят в перечень технических
умений, чем собственно психологических особенностей.
Одним из самых ценных психологических
качеств секретаря подавляющее большинство начальников считает
бесконфликтность. Иногда это требование указывается непосредственно. В
других случаях - в завуалированной форме.
Например, просят подобрать женщину старше 25 лет, обязательно замужем и
желательно с двумя детьми. Логика при этом довольно простая. Если женщина
сумела выйти замуж и в течение по крайней мере нескольких лет не
развелась, она наверняка имеет более покладистый характер, чем незамужние
и разведенные. И главное, она более ответственна и будет сильнее держаться
за свое рабочее место, не особенно упорствуя в отстаивании собственных
интересов.
Бывает и так, что требования к претенденткам
на работу секретарем явно нереалистичны: требуют блондинку от 170
см, до 25 лет, с высшим образованием,
свободным владением английским языком, с опытом работы от 5 лет и т.д.
Тогда, прежде чем переходить к поиску возможных кандидаток, необходимо
проранжировать параметры по степени
важности. Определить, что важнее: цвет волос или уровень образования?
После выяснения всех требований к
кандидаткам, предстоит, с одной стороны, подобрать подходящих девушек, а с
другой, что часто оказывается не менее трудным, убедить их в
привлекательности предложения.
У выпускниц курсов секретарей, так же как и
у потенциальных работодателей, есть свои не всегда реалистичные
требования. Большинство хотело бы работать на инофирме или в крупной
отечественной организации с начальником-джентльменом. Несмотря на наличие
безработицы, начальнику одной из кавказских или азиатских
национальностей, руководящему небольшой
фирмой, так же трудно найти секретаря, как трудоустроиться
девушке после школы без знания языков и машинописи.
Подобрав
несколько кандидаток, формально удовлетворяющих требованиям заказчика и
заинтересованных в работе именно на такой фирме, необходимо подготовить их
к собеседованию.
Основная трудность - чувство страха и
неуверенности, мешающие девушкам свободно выразить свои умения и
способности. Лучший способ борьбы с ними - отношение к собеседованию как к
приятному и ни к чему не обязывающему разговору. Был в моей практике такой
случай. Предложил одной выпускнице сходить на собеседование в фирму,
начальник которой предъявлял к будущему секретарю явно завышенные, на мой
взгляд, требования и уже забраковал несколько кандидаток. Она честно мне
призналась, что пока не собирается работать, а планирует сначала в течение
двух месяцев закончить обучение в институте. Поэтому пойдет на встречу
исключительно с целью получить опыт в прохождении подобной процедуры,
который понадобится в будущем. И, естественно, она с блеском прошла
собеседование и получила предложение выходить на работу. С тех пор я всех
старался настроить именно на такое отношение к собеседованию.
Ведь что угрожает при самом неблагоприятном
исходе? То, что вас на работу не возьмут. Но
вы и так там не работаете. Поэтому терять-то нечего.
Анализируя
процедуру собеседований, при которых мне приходилось присутствовать, я
заметил, что практически все они имеют одинаковую структуру.
В первой части разговора интервьюер просит
кандидатку рассказать о ее прошлой жизни.
При этом его интересует не столько перечисление анкетных
данных, сколько манера держаться. Например,
одна девушка так смутилась и растерялась, что сообщила: «До школы я
училась в одиннадцатом классе, - и, поняв, что сказала не то, исправилась.
- Нет. Это я до одиннадцатого класса училась в школе». Но и после
исправления своей ошибки не смогла взять себя в руки. Так что предстала
перед работодателем не в лучшем свете.
Во второй
части сооеседования, интервьюер интересуется
планами и притязаниями. Если не подготовиться к таким вопросам заранее, то
ничего умнее, чем «Деньги нужны, вот и иду работать», сказать не
получится. Что, возможно, и верно, но воспринимается без энтузиазма. Как
правило, начальники предпочитают слышать о стремлении будущего секретаря
связать свою жизнь с фирмой всерьез и надолго.
В заключительной части собеседования
интервьюер в меру своей психологической компетенции стремится выявить
степень конфликтности кандидатки.
Естественно, что на прямой вопрос: «Конфликтный ли вы человек?»
- невозможно получить честный и откровенный ответ. Поэтому в ход идут
различные приемы, например, предложение
рассказать о конфликтах, свидетелем которых кандидатка была в своей жизни.
И по ее поведению пытаться определить, какая позиция
- активная или пассивная - ей ближе.
Если процедура собеседования прошла успешно
и девушка получила работу, мои заботы на этом не заканчивались. Впереди
был трудный период испытательного срока, на который распространяется моя
гарантия работодателям. Одна придет жаловаться на слишком интенсивный
режим деятельности фирмы, и придется ей
объяснять, что две недели, которые она там провела, могут быть нетипичными
и стоит проработать еще немного. Другая жалуется на странное поведение
начальника, который, по ее мнению, питает к ней сексуальный интерес. Что
не всегда подтверждается при беспристрастном анализе. На третью идут
жалобы со стороны работодателей за опоздания и нерадивость. И все такие
проблемы приходиться в меру сил решать, иначе весь процесс подбора
секретаря придется начинать сначала.
Валерий
ШАНИН